— Я предала тебя, - сказала она без обиняков.
- Я предал тебя, - сказал он.
Она снова взглянула на него с неприязнью.
- Иногда, - сказала она, - тебе угрожают чем-то таким... таким, чего ты уже не можешь перенести, о чем не можешь даже подумать. И тогда ты говоришь: «Не делайте этого со мной, сделайте с кем-нибудь другим, сделайте с таким-то». А потом ты можешь притворяться перед собой, что это была только уловка, что ты сказала это просто так, лишь бы перестали, а на самом деле ты этого не хотела. Неправда. Когда это происходит, желание у тебя именно такое. Ты думаешь, что другого способа спастись нет, ты согласна спастись таким способом. Ты хочешь, чтобы это сделали с другим человеком. И тебе плевать на его мучения. Ты думаешь только о себе.
- Думаешь только о себе, - эхом отозвался он.
- А после ты уже по-другому относишься к этому человеку.
- Да, - сказал он, - относишься по-другому.
- Джордж Оруэлл «1984»
читать дальшеДо этой книги я добралась совершенно случайно. Случайней может быть только то, как я о ней не узнала. В Стар Треке была серия про
Я никогда не растягивала книги. Всегда хотелось скорее узнать, чем все кончится и какой будет развязка. Проглатывая страницу за страницей, - это если книга действительно интересная - мне всегда трудно остановиться, чтобы, как многие почему-то любят, "продлить удовольствие".
Но эти 270 страниц показались мне вечностью. И дело не в том, что мне не хотелось, чтобы книга заканчивалась, нет - я просто не могла читать дальше. Спустя тридцать страниц, приходилось откладывать и переваривать.
О чем она? Трудно сказать.
О человеке, о силе воле, о внутренней борьбе, о любви, о желании, о предательстве, о верности собственным убеждениям, о гнетущей силе сверху - список длинный.
Что ты можешь сделать, когда контролируется твой каждый шаг, поступок, вздох, мысль? Противостоять контролю невозможно, ибо когда ты восстал против, хотя бы даже ничего не делая, а просто думая об этом, ты уже труп. Подписал себе даже не смертный приговор, а обрек на страдания, пытки, изувечения, оскорбления.
Уинстон Смит (главный герой) предал всех, сознался в жестоких преступлениях, каких и не совершал, был унижен, перестал быть похожим на человека.
Но по-прежнему он хранил заветную мысль: Стреляют сзади, когда идешь по коридору. Десяти минут хватит. За это время внутренний мир может перевернуться. И тогда внезапно, не сказав ни слова, не сбившись с шага, не изменившись в лице, внезапно он сбросит маскировку - и грянут батареи его ненависти! Ненависть наполнит его, словно исполинское ревущее пламя. И почти в тот же миг - выстрел! - слишком поздно или слишком рано. Они разнесут ему мозг раньше, чем выправят. Еретическая мысль, ненаказанная, нераскаянная, станет недосягаемой для них навеки. Они прострелят дыру в своем идеале. Умереть, ненавидя их, - это и есть свобода.
Он умолял о смерти. Не для того, чтобы муки и страдания прекратились, но чтобы победить их, не быть исправленным и самому контролировать свои мысли.
Но все рано или поздно "излечиваются". Его не расстреляли - и в этом его наказание. Сначала он перестал быть человеком внешне, а потом - внутренне. Теперь для него 2х2=5 - так ему сказали, значит так оно и есть.
Он шагал по вымощенному кафелем коридору с ощущением, как будто на него светит солнце, а сзади следовал вооруженный охранник. Долгожданная пуля входила в его мозг.